« Применение инновационных технологий на уроках химии.»
Сегодня образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей школьников. Учителю химии необходимо применять на своих уроках инновационные технологии обучения и инновационные методы демонстрации химических реакций.
Концепция сочетания инновационных технологий, лежащая в основе преподавания химии, придает школьнику уверенность в собственных возможностях, создает положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения. Таким образом, ученик само утверждается как личность, у него появляется интерес к предмету и к самому процессу познания.
В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать учителям. «Учитель , сосредоточенный на ученике , организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом , чтобы ученикам была представлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также осознания того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом»(1.рук-во стр. 110)
В настоящее время все больше места в школьном образовании занимают информационные технологии. Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают урок ярким и содержательным, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Решение поставленных задач достигается при проведении серии мультимедийных уроков. Благодаря анимации, звуковых и динамическим эффектам, учебный материал становиться запоминающимся, легко позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию.
И основная задача для меня, как учителя химии, состоит в том, чтобы интегрировать информационные знания с курсом химии. Такая интеграция
позволяет сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.
Как сказал Рене Декарт: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Поэтому я учу детей анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи. В связи с этим, основными интеллектуальными компетентностями, формируемыми в технологиях развивающего обучения, я считаю развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи; коммуникационными — субъектные отношения сотрудничества, рефлексивную саморегуляцию.
Одним из таких приемов технологии развития критического мышления является прием написания синквейна, который полюбился мне, как и многим учителям и ученикам за его простоту и эффективность. Синквейн прост в овладении. Но вместе с тем его возможности огромны. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн является быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.
Синквейн означает «пять вдохновений» или «пять удач».
Как же пишется синквейн? На первой строке записывается одно существительное. Это тема синквейна. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвёртой строке размещается целая фраза –афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.