Жауап.кз вопросы и ответы
0 голосов
спросил от Batyirxanov в категории Прочее образование

Ваш ответ

Отображаемое имя (по желанию):
Конфиденциальность: Ваш электронный адрес будет использоваться только для отправки уведомлений.
Анти-спам проверка:
Чтобы избежать проверки в будущем, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

3 Ответы

0 голосов
Развитие интереса учащихся к химии
     Важнейшим условием успешного изучения химии является привитие интереса к предмету. Речь идет, по мнению тов. Абишева К.В., не о случайно возникающей заинтересованности, а об интересе к учению, любви к данной науке, о стремлении к глубокому познанию её. Поэтому учитель с первых уроков в 7 (8) классе старается заинтересовать учащихся, показывая, что «химия  -  это область чудес». По ходу вводной беседы демонстрирует опыт «Дым без огня». Для этого берёт два цилиндра, один смачивается нашатырным спиртом внутрии, второй – концентрированной соляной кислотой. Это готовит заранее, прикрыв оба цилиндра стеклом. На вопрос классу, бывает ли дым без огня, получает отрицательный ответ, демонстрирует опыт: после соединения отверстий цилиндров, происходит реакция взаимодействия между данными веществами, и из цилиндра валит «дым», что вызывает огромный интерес у учащихся.
     Во время второго опыта «Зажигание спиртовки стеклянной  палочкой» - предварительно обмакивает её незаметно в смесь марганцевокислого калия и концентрированной серной кислоты, дотрагивается до фитиля спиртовки, и он ярко вспыхивает. Это вызывает восторг у ребят. Вводную беседу увязывает с антирелигиозной пропагандой, используя вышеуказанные опыты; демонстрация опыта «Огненный платок», смачивая платок сначала в воде затем в ацетоне или в ксилоле, бензоле, подхватив платок щипцами, поджигает.  Платок вспыхивает, «горит ярким пламенем», а в итоге платок остается целым и чистеньким; « Сжигание сахара без огня» - растерев сахарный песок до пудры, насыпав пол стакана, заливают концентрированной серной кислотой, помешивая стеклянной палочкой. Сахар на глазах чернеет, начинает дымить, а затем обугленная масса вздувается и вытекает  из стакана (продукты опыта учащимся давать нельзя). В итоге учащиеся убеждаются, что химия – наука «чудес», которую можно познать и объяснить тщательным изучением теории и практическим исследованием каждого явления на уроках и внеклассных занятиях.
      Далее из урока в урок Кенесбай Вахитович развивает интерес к предмету опытами «чудес», интересными сообщениями о свойствах элементов из истории открытия, а также из занимательной химии. Например, изучение элемента «фосфор» начинает занимательным рассказом из книги «От водорода до знака?»: «Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался сверкающий огонь. Ни чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас  из тумана, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие  глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до светящийся головы, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Ребята слушают, затаив дыхание, а на вопрос учителя, что это такое?, отвечают «фосфор», некоторые даже называют, откуда эти слова. Изучение же темы «кислоты» начинал вопросом «почему о кислороде говорят?: Вездесущ, всемогущ, невидим?». При изучении фенола учитель рассказывает историю открытия вещества репрессированными учеными химиками СССР в «Шарашке» из журнала «Химия и жизнь» №10 1988  г. Все это вызывает большой интерес к предмету, заставляет их мыслить, искать ответы, воспитывает уважение к ученым, показывает фанатичность патриотов страны, которые, не взирая на условия жизни, проводили исследования. Умение заинтересовать ребят, развивать стремление к знаниям – главная черта учителя. Но этот интерес необходимо постоянно поддерживать, развивать напрвлять на сознательное, прочное усвоение изучаемого материала, умелого использования знаний на практике. В этом помогает ему постоянная работа с дидактическим материалом , химические разминки, диктанты, дидактические игры на уроках.
       Для быстрого запоминания знаков химических элементов, их названия, изучаемых в 7 классе ныне в 8 классе причем, с левой стороны записывается  знак, рядом – название на русском языке и как произносится в формуле:


                                     Н   - водород        -  аш
                                     Fe  - железо          -  ферум
                                     Сu  -  медь            -   купрум   и т.д.  ( все 22 знака).

        На дом задает изготовить на твердой бумаге карточки изученных на уроке химических знаков (размер карточки 15 на 10 см.). карточки укладываются в конверты. Таким образом, в  специальном ящичке учителя имеются полные комплекты карточек на весь класс. До начало урока дежурный раздает каждому пакет со знаками. Урок начинается с разминки (проверки знаний номенклатуры). учитель называет элемент (учащиеся показывают знак), старается рядом назвать элементы сходных по названию (калий, кальций), по форме значка (натрий и азот) и т.д. В течение 2-3 минут учитель успевает повторить номенклатуру химических  знаков, сразу видит, кто твердо усвоил знаки, а кто путается, кому необходимо дополнительно поработать, кому помочь. В результате многократных разминок весь класс твердо усваивает номенклатуру химических знаков. А после дачи понятия о валентности элементов на разминке учитель предлагает выбрать и показать знаки одновалентных элементов, двухвалентных, трехвалентных, элементов переменой валентности, указать атомную массу.
       Изучив сложные вещества, ребята с помощью знаков составляют формулы веществ, называют индексы, например, оксид меди одновалентной, дети поднимают карточки меди и кислорода, говорят купрум - 2,0, а если меди двухвалентный, показывают карточки меди и кислорода и так любые формулы, изучаемые в 7 (8) классе. Так, с помощью одних и тех же карточек учащиеся изучают названия элементов, их валентность, атомную массу и свободно составляют формулы веществ.
        Важным подспорьем в сознательном усвоении знаков, формул веществ, их составления являются химические игры. Они развивают мышление, память, наблюдательность, сообразительность, закрепляют и углубляют знания учащихся игра должна быть построена на интересе, удовольствии, должна быть научной и привлекательной. Игры строятся и применяются часто на уроках не только для закрепления изучаемого материала, но и для развития умений и навыков у самих учащихся в подготовке  и проведении подобных игр с ребятами. На уроках учитель применяет игры- упражнения, настольные игры, игры- моделирования. Студенты играют одиночно, коллективно (группами, всем классом).
ответил от Batyirxanov
0 голосов
Примером групповой игры является «Химическое ЛОТО».  Учащиеся всех возрастов любят химическую игру «ЛОТО», быстро усваивают знаки, формулы веществ любой сложности. Например, каждый учащийся 7-8 классов изготавливает на твердой бумаге две карточки, на которых размещают все 22 знака химических элементов в любой композиции (размер карточки 30 на 25 см.).
          Если на одной карточке 12 знаков, то на  второй 10; можно на двух карточках разместить  по 11 знаков, или 9 и 13 и т.д.


О    Н        Al        Ba
    Fe        C        Cl
Na    Md    Cu        S    K

             К этим карточкам так же на твердой бумаге изготавливают фишки с одной стороны знак, а на второй – название элемента.
           Эти фишки хранятся в конверте у учителя. Кроме того, каждый ученик изготавливает по 30 -40 таких же пустых фишек для закрытия знаков. Эти фишки хранятся в кабинете в мешочке (ящике), карточки лото в отдельном ящике. Дежурные до урока раскладывают на парты  (столы) каждому по две карточки и пустые фишки. Учитель предлагает сыграть в «ЛОТО», достает из конверта фишку и называет элемент, а также, а учащиеся закрывают пустой фишкой нужный знак. Игра заканчивается, когда закрыты знаки всей карточки или 2-х рядов, можно одного верхнего ряда в зависимости от бюджета времени на игру. Эту игру можно проводить во всех классах. Технология изготовления карточек, именных фишек, пустых фишек для закрытия формул и проведение игры одинаковая.
          При закреплении темы «Классификация веществ» проводит игры по следующим карточкам «ЛОТО» такого же размера, а количество формул в карточках произвольное (две карточки).

    Na HSO4    Ca(HCO3)2         CaC2    CaS
O3    Ca(H2 PO4)2        CaHPO4    Al J3   
CH3COONa        Na2SiO3    Na NO3        NaH2PO4
    K2CO3        NH4Cl       

               Для закрепления и усвоения номенклатуры предельных непредельных углеводородов и радикалов так же использует «ЛОТО».


C3H8        C6H14    C3H6        C5H10
    C2H4        C2H5        C8H16
C4H10        C6H13        C10H22   
C7H15    C9H20        C8H18        C5H12

C H4    C H3        C4H9        C10H21
C7H16    C6H12    C2H6        C9H10   
    C7H14        C4H8        C9H18
C10H20        C3H7        C5H11    C8H17


            А по номенклатуре  углеводов, аминов и аминокислот следующие карточки «ЛОТО» (две).


    C6H12O6                  CH3
NH
         CH3       
C6H5 –NH2
CH3NH2                  O
CH2 –C-
              OH
NH2       
C5H10O4   
   
C5H10O5       
C2H5 –NH2   
C6H5 –NO2


        
          Для закрепления количественных и качественных понятий о химических реакциях  применяют игру «Химическое домино», изготовленное самими учащимися. А для углубления знаний по химическим производствам  (производства азотной кислоты, серной, крекинг нефти, получение ацетатного волокна и других производства) применяет игры «Мозаика», изготовленных учащимися. На плотной бумаге ребята дома чертят контуры производства, отдельно красочно оформляют детали этапов производства, а на  уроке во время игры собирают макет производства по этапам, прикрепляя иголочками, скрепками к контору детали производства, тем более, что во многих учебных заведениях нет объемных макетов производств. А конструирование макета своими  руками заставляет мыслить, решать проблему. В эту игру ребята  часто играют парами, группой по 4 человека (учащиеся поворачиваются лицом к сидящим с заде), а на зачетном уроке каждый работает самостоятельно. В период игры учитель имеет возможность проследить, кто как выполнил, уровень знаний каждого ученика и оценить его, одновременно по ходу работы оказывает помощь слабо усвоившим материал. К оказанию помощи слабым преподаватель привлекает консультантов (кто первый завершит свою работу, обходит свой ряд и консультирует тех. У кого не получается конструкция). Схема производств» : «Крекинг нефти», «Ацетатного волокна» .
ответил от Batyirxanov
0 голосов
Для углубления и расширений знаний учащихся, свободного составления формул, уравнений, решения задач Кенесбай Вахитович постоянно использует таблицу. Эта работа начинается в 7 (8) классе с таблицей  «Растворимость   солей, кислот и оснований в воде. Большая таблица висит на стене, а малые таблицы имеются у каждого учащегося  на столе. Для лучшего их сохранения и использования на весь период обучения таблицы помещены в полиэтиленовые обложки. Пользоваться таблицей начинают при изучении основных классов неорганических веществ. Так, при изучении состава этих веществ учитель обращает внимание ребят, как составить формулу  вещества того или иного класса, например, кислоты состоят из водорода и кислотных остатков (столбик кислотных остатков слева), состав основания – металл и гидроксильная группа и т.д. А в дальнейшем развивает, закрепляет и углубляет умения и навыки работы с таблицей при прохождении темы «Теория электролитической диссоциации». Следующие важные  таблицы, с которыми постоянно работают на уроках,- это характерные реакции на анионы и на катионы.
        Постоянная работа с таблицами хороша тем,  что материал наглядно, кратко сконцентрирован в таблице, позволяет многократно повторять, сознательно усваивать, углублять свои знанияи легче усваивать новый материал, потому что таблицыдаются с опережением. Например, Гомологический ряд предельных углеводородов учитель дает на первом уроке органической химии, предлагает записать на первом листе тетради формулыи названия предельных углеводородов. За 3-4 урока учащиеся заучивают формулы и названия этих веществ. А к моменту начала изучения темы «Предельные углеводороды» учащиеся ужезнают форму и названия веществ, на этом экономится время.большое внимание уделяется электронному строению, номенклатуре, радикалам, изомерии и составлению структурных формул. Зная хорошо гомологический ряд предельных углеводородов, ребята на последующих уроках быстро составляют другие гомологические ряды. Учитель дает только общие формулы ряда: CnH2n+2 предельные углеводороды;

         CnH2n+2  - предельные углеводороды;
         CnH2n      -  непредельные
         CnH2n-2   -  диеновые
         CnH2n-2   -  ацетиленовые и т.д.

А учащиеся сами составляют гомологические ряды. Также на первом листе записывают функциональные группы спиртов  -ОН,

                             О
альдегидов: - С
                             Н
                                             О
и карбоновых кислот:-С
                                            ОН

        Таким образом, по мере прохождения органики первый лист тетради превращается в сводную таблицу, которой учащиеся могут пользоваться все время.
 Это способствует опережению изучения материала, экономии времени, углублению знаний учащихся и повышению плотности урока.
           Систематизацию изученного материала каждой темы преподователь осуществляет на семинарских занятиях или проводит многовариантную контрольную работу по карточкам, лабораторную работу, эти формы общения и контроля способствует объективной оценке  знанаий  учашихся по каждой теме, тем более, что оцениваются все  виды работ вплоть до изготовления дидактического, игрового  материала. Ребята имеют возможность дополнительно поработать над слабоусвоенным материалом, подойти до учителя во в неурочное время и ответить, а если пропустил занятия, получить консультацию, а затем отработать.  Учитель дает им возможность исправить оценки, и итоговая оценка по теме  соответствует реалным знаниям
ответил от Batyirxanov

Похожие вопросы

0 голосов
2 ответов
0 голосов
0 ответов
0 голосов
0 ответов
0 голосов
0 ответов
0 голосов
0 ответов