Развитие интереса учащихся к химии
Важнейшим условием успешного изучения химии является привитие интереса к предмету. Речь идет, по мнению тов. Абишева К.В., не о случайно возникающей заинтересованности, а об интересе к учению, любви к данной науке, о стремлении к глубокому познанию её. Поэтому учитель с первых уроков в 7 (8) классе старается заинтересовать учащихся, показывая, что «химия - это область чудес». По ходу вводной беседы демонстрирует опыт «Дым без огня». Для этого берёт два цилиндра, один смачивается нашатырным спиртом внутрии, второй – концентрированной соляной кислотой. Это готовит заранее, прикрыв оба цилиндра стеклом. На вопрос классу, бывает ли дым без огня, получает отрицательный ответ, демонстрирует опыт: после соединения отверстий цилиндров, происходит реакция взаимодействия между данными веществами, и из цилиндра валит «дым», что вызывает огромный интерес у учащихся.
Во время второго опыта «Зажигание спиртовки стеклянной палочкой» - предварительно обмакивает её незаметно в смесь марганцевокислого калия и концентрированной серной кислоты, дотрагивается до фитиля спиртовки, и он ярко вспыхивает. Это вызывает восторг у ребят. Вводную беседу увязывает с антирелигиозной пропагандой, используя вышеуказанные опыты; демонстрация опыта «Огненный платок», смачивая платок сначала в воде затем в ацетоне или в ксилоле, бензоле, подхватив платок щипцами, поджигает. Платок вспыхивает, «горит ярким пламенем», а в итоге платок остается целым и чистеньким; « Сжигание сахара без огня» - растерев сахарный песок до пудры, насыпав пол стакана, заливают концентрированной серной кислотой, помешивая стеклянной палочкой. Сахар на глазах чернеет, начинает дымить, а затем обугленная масса вздувается и вытекает из стакана (продукты опыта учащимся давать нельзя). В итоге учащиеся убеждаются, что химия – наука «чудес», которую можно познать и объяснить тщательным изучением теории и практическим исследованием каждого явления на уроках и внеклассных занятиях.
Далее из урока в урок Кенесбай Вахитович развивает интерес к предмету опытами «чудес», интересными сообщениями о свойствах элементов из истории открытия, а также из занимательной химии. Например, изучение элемента «фосфор» начинает занимательным рассказом из книги «От водорода до знака?»: «Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался сверкающий огонь. Ни чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до светящийся головы, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Ребята слушают, затаив дыхание, а на вопрос учителя, что это такое?, отвечают «фосфор», некоторые даже называют, откуда эти слова. Изучение же темы «кислоты» начинал вопросом «почему о кислороде говорят?: Вездесущ, всемогущ, невидим?». При изучении фенола учитель рассказывает историю открытия вещества репрессированными учеными химиками СССР в «Шарашке» из журнала «Химия и жизнь» №10 1988 г. Все это вызывает большой интерес к предмету, заставляет их мыслить, искать ответы, воспитывает уважение к ученым, показывает фанатичность патриотов страны, которые, не взирая на условия жизни, проводили исследования. Умение заинтересовать ребят, развивать стремление к знаниям – главная черта учителя. Но этот интерес необходимо постоянно поддерживать, развивать напрвлять на сознательное, прочное усвоение изучаемого материала, умелого использования знаний на практике. В этом помогает ему постоянная работа с дидактическим материалом , химические разминки, диктанты, дидактические игры на уроках.
Для быстрого запоминания знаков химических элементов, их названия, изучаемых в 7 классе ныне в 8 классе причем, с левой стороны записывается знак, рядом – название на русском языке и как произносится в формуле:
Н - водород - аш
Fe - железо - ферум
Сu - медь - купрум и т.д. ( все 22 знака).
На дом задает изготовить на твердой бумаге карточки изученных на уроке химических знаков (размер карточки 15 на 10 см.). карточки укладываются в конверты. Таким образом, в специальном ящичке учителя имеются полные комплекты карточек на весь класс. До начало урока дежурный раздает каждому пакет со знаками. Урок начинается с разминки (проверки знаний номенклатуры). учитель называет элемент (учащиеся показывают знак), старается рядом назвать элементы сходных по названию (калий, кальций), по форме значка (натрий и азот) и т.д. В течение 2-3 минут учитель успевает повторить номенклатуру химических знаков, сразу видит, кто твердо усвоил знаки, а кто путается, кому необходимо дополнительно поработать, кому помочь. В результате многократных разминок весь класс твердо усваивает номенклатуру химических знаков. А после дачи понятия о валентности элементов на разминке учитель предлагает выбрать и показать знаки одновалентных элементов, двухвалентных, трехвалентных, элементов переменой валентности, указать атомную массу.
Изучив сложные вещества, ребята с помощью знаков составляют формулы веществ, называют индексы, например, оксид меди одновалентной, дети поднимают карточки меди и кислорода, говорят купрум - 2,0, а если меди двухвалентный, показывают карточки меди и кислорода и так любые формулы, изучаемые в 7 (8) классе. Так, с помощью одних и тех же карточек учащиеся изучают названия элементов, их валентность, атомную массу и свободно составляют формулы веществ.
Важным подспорьем в сознательном усвоении знаков, формул веществ, их составления являются химические игры. Они развивают мышление, память, наблюдательность, сообразительность, закрепляют и углубляют знания учащихся игра должна быть построена на интересе, удовольствии, должна быть научной и привлекательной. Игры строятся и применяются часто на уроках не только для закрепления изучаемого материала, но и для развития умений и навыков у самих учащихся в подготовке и проведении подобных игр с ребятами. На уроках учитель применяет игры- упражнения, настольные игры, игры- моделирования. Студенты играют одиночно, коллективно (группами, всем классом).