Техника пастозного письма используется в живописи для написания произведений в стиле импрессионизм и экспрессионизм, в жанрах натюрморт, пейзаж, жанровая картина. Многие современные авторы используют в своих произведениях эту технику, для придания работе болшей экцентричности. Пастозная (в переводе с ит. pastoso -тестообразный) техника - это техника написания картин выполненная плотным, непросвечивающим, неразбавленным густым мазком краски, нанесённой на холст с помощью кисти или мастихина.Пастозные краски должны быть густыми, влажными, но не стекающими с поверхности холста, а покрывающие его ровно и плотно мазок к мазку. В этом заключается сложность для начинающих художников: выбрать правильную плотность мазка (консистенцию)..Создавая композицию необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины. Конечно, в сюжете не всё одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещённостью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами. Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот приём хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развёртывания сюжета, как на картине В. Сурикова "Боярыня Морозова". Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времён использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений. Важно, чтобы все приёмы выделения сюжетно-композиционного центра применялись бы не формально, а для раскрытия наилучшим образом замысла художника и содержания произведения.Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени.
Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.
Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.
Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии. Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.
5) Практическая работа:
Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать натюрморт «цветы в вазе» в пастозной технике живописи. Но так как натюрморт мы с вами уже рисовали с натуры, сегодняшнее задание мы немного усложним. Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы сами составили композицию натюрморта- используя свою фантазию и применить сегодняшние знания, а именно построить натюрморт с правильным композиционным центром, и передать элементы движения.
6) Итог урока:
Ребята, скажите, с какой техникой сегодня мы познакомились?
Что такое композиционный цент?
Каким образом можно передать движение в композиции?