Русская литература
Тема: Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Цель:
1)раскрыть идейно-тематическое содержание
стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать,
анализировать поэтический текст;
2) развить устную и письменную связную речь,
совершенствовать познавательную деятельность и творческие способности учащихся
3)привить любовь к труду, умение оберегать
человеческие достоинства, достигать добрые цели в
жизни.
Оборудование: презентация
Тип урока : урок
усвоения новой темы
Ход урока.
I. Организационный момент..
ІІ. Опрос домашнего задания
В.Г.Короленко «Слепой
музыкант»
ІІІ. Изучение нового материала
1)Вступительное слово учителя.
- Мы живем в век
компьютеров, электронной почты, мобильных телефонов.… Как вы думаете, хорошо ли
это? Да, безусловно. В Японии, например, одинокие люди даже покупают себе
робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест,
можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо:
человек не одинок.… Но с другой, робот не может заменить общение с живым
человеком. Почему? Что же отличает живого человека от робота? (Душа)
- Душа.…А что такое душа? Какие слова
притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не
только слова, но и звуки, жесты, цвета… О чем вы думаете, когда произносите
слово «душа»? (Об уютном доме, о доброте, о тепле, о сердечности, о чем-то светлом;
о внимании; об отношении к окружающим, о желании прийти на помощь….)
- Объясните лексическое значение слова «душа».
Однозначным или многозначным является это слово? (Душа – это то, что находится
внутри человека; то,что мы не видим, но чувствуем; душа-человек – это добрый
человек. Слово является многозначным).
- Проверим правильность ваших ответов по
толковому словарю. (С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»).
- Что может происходить в душе
человека?
Задание:С помощью глаголов попытайтесь описать
состояние души. В первый столбик положительные глаголы, а во второй
отрицательные.
+ -
веселиться гневается
успокаивает завидует
помогает провоцирует
возрождает убивает
мирит ссорит
радуется злится
трудится ленится
Чтение стихотворения.
ІV. Закрепление
- Слово «трудится» помогает
человеку самосовершенствоваться, а слово «ленится» приближает его к бездушным
роботам. О каких состояниях души мы будем говорить сегодня на уроке?
- Приведите ситуации, когда по вашему мнению «душа
трудится», а когда «ленится».
Слово учителя.
- Проблемы, связанные с темой «Душа»,
злободневны, волнуют каждого человека. Поэт Николай Заболоцкий тоже размышлял
над словом «душа». Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Не позволяй
душе лениться». Важно ли, чтобы наша душа не ленилась? Выскажите свою точку
зрения.
Анализ текста.
- Какова основная мысль стихотворения? («душа
обязана трудиться»).
-Зачем она должна трудиться? («Чтоб воду в ступе
не толочь» - бесполезное дело, оно безрезультатное, бесцельное. Значит зря
тратить время).
- Как, по мнению автора, можно заставить
трудиться? Что нужно делать, чтобы не позволять душе лениться? ( «гони»,
«тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды»).
-Это автор употребляет в переносном значении.
Какой смысл он вложил в эти слова? («Гони», «тащи» - значит, надо заставлять
себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном
теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать
себе расслабляться.)
Слово учителя.
- Мы начинаем убеждаться в справедливости
наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и
«рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от
каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По
пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить,
если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной
цели.
Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том,
как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному
труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он
слабоволен, не способен добиться успеха в жизни. Поэтому каждому из нас также
необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое
человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой
и каждый смог бы командовать. у человека только тогда будет свое лицо, когда
сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много
дано, с того много и спросится».
И не только поэт Н.Заболоцкий решает проблемы
истинных духовных ценностей. Мысль о величии и важности человеческой души
звучит в произведениях многих писателей и поэтов. О том, какой должна быть
душа, мы еще будем с вами рассуждать.
V. Рефлексия.
-Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого
ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою
душу.
VІ. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение
«Не позволяй душе лениться...»
VІІ. Итог урока