РАБОТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предлагаемая работа направлена на развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых, навыков общения) так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучение ребенка.
Основанием для построения данной работой послужило принятие в психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра. Именно поэтому работа практического психолога с детьми дошкольного возраста в соответствии с данной работой осуществляется на основе развивающих игр, проверенных многолетней практики их авторов. Однако необходимо отметить, что описываемые ниже игровые приемы служат лишь основой для построения занятии с детьми: при работе со старшими дошкольниками сравнительно простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и ,наоборот, сложные для младших детей игры можно облегчить снятием ряда правил и ограничений таким образом,чтобы не затронуть тематической направленности этих игр.Можно подобрать и любые другие игры,соответствующие приведенным в программе правилам,ибо именно соблюдение конкретных правил игры обеспечивает ее развивающий эффект.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее,чем на учебных занятиях.Обучающая задача, поставленная в игровой форме имеет то преимущество,что в ситуации игры ребенку понятно сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.Знания,поданные в готовой форме,не связанные с жизненными интересами дошкольников,плохо ими усваиваются и не развивают их.В игре же какраз ребенок сам стремится научиться тому,чего он еще не умеет.Однако огромные возможности развивающих игр,как правило,не используются,репертуар таких игр очень беден и охватывает узкий круг задач (в основном этосенсорные игры).Особенно мало совместных игр,в которых участвует вся группа.Практически отсутствуют игры,направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности.