Слово учителя.
- Сегодня предмет нашего разговора- сложное предложение, поэтому сейчас необходимо будет
ПРИЛОЖИТЬ ВСЕ УСИЛИЯ И ЗНАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ.
- Начнем с разминки.
Слово учителя.
Итак, можно сказать, что сложные предложения помогают организовать нашу речь в стройную систему, помогают дать развёрнутое повествование на любую тему.
Слово учителя.
Чтобы закрепить сполна,
Проведем разминку для ума.(слайды 3-4)
Распределительный диктант
1.Приближается весна,а земля еще покрыта снегом.2. Это была картина,которая привлекала внимание посетителей.3. Загремел гром, и сверкнула молния.4. Снег растаял, но трава еще не зазеленела.5. Природа пробуждается, когда приходит весна.6.Так как вода в озере была совершенно прозрачная, дно было видно на глубине нескольких метров.
Задание №1
Запишите предложения, выделите главные члены предложения.
Составьте схемы предложений
1.В ярком золоте день утопает,и ручьи по оврагам шумят.
2. Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.
3. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.
Задание №2
Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните слова,которые соединяют простые предложения в составе сложного.
1. Шофёр закричал снизу что пора ехать.
2. Обнаружили дощатый павильон где продавали малиновое мороженое.
3. Неопытный человек скажет что все соловьи поют одинаково.
4. Бегущий человек не может сразу остановиться потому что по инерции сохраняет движение.
Задание №3
Составьте схемы данных предложений
1.Все замолчали,чтобы послушать прекрасную музыку.
2.Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.
3.Лес надо беречь, потому что они очищают воздух, сохраняют воду на Земле.
4.Дети чувствуют, кто их любит.
Мини-тест
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Человек, если ему дать свободу, творит чудеса.
Б) Весь небосвод дышал безжалостным жаром.
В) Ожидая неприятного разговора, я вошел в комнату.
2. Определите вид придаточного предложения: Поэт хочет, чтобы его стихи были доступны и понятны народу.
А) изъявительное
Б) определительное
В) обстоятельственное
3. Вставьте подходящий союз в СПП:
Лесничий усмехнулся, ... мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.
А) чтобы
Б) когда
В) что
4. Определите вид СПП: Чтобы познать себя, надо упорно учиться.
А) причины
Б) цели
В) времени
5. Сколько придаточных в данном СПП?
Учитель отметил, что новый материал заинтересовал учеников, что все были готовы отвечать.
А) одно
Б) два
В) три
6. Какой схеме соответствует предложение:
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
А) (...),[...]
Б)[... (...), ...]
В)[...], (...)
Конкурс«Свободный взгляд»
Сочинение на тему:
«Моя будущая профессия»
Кроссворд .
1.Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение?
2. В русском языке их шесть, по ним склоняются слова.
3. Главный член предложения.
4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
5. Устаревшие слова.
6. Средства связи придаточных и главных предложений в сложном предложении.
7. Раздел науки , в котором изучается звуки речи.
8. Отделяющий знак препинания.
9. Второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
4. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Мой Казахстан»
5. Рефлексия.
6.Оценивание.