Звучит классическая музыка.
Ученица читает письмо Татьяны к Онегину
- Ребята, а как называется в литературе образ, воплотивший в себе лучшие черты?
( Работа учащихся со словарем: слово» « идеал»)
Постарайтесь ( аналогичным образом предыдущего урока) записывать цитаты, характеризующие образ Татьяны в ходе урока.
Трое учащихся подготовили сообщения.
1сообщение « детство и юность Татьяны.
Чтение гл.2 строфа 24
2 сообщение « итак, она звалась Татьяной…» (Роль имени )
Чтение гл.2
3 сообщение « Душа ждала кого-нибудь и дождалась».« Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал» В.Г. Белинский
Каких героинь напоминает вам Татьяна?
Ответы учащихся( сравнение со Светланой героиней баллады Жуковского, с Машей Мироновой Пушкина « Капитанская дочка»
Ребята, обратимся к иллюстрации к роману « Евгений Онегин».Перед вами портрет Татьяны, героини пушкинского романа. Художники Соколов, Добужинский, Кузьмин неоднократно обращались к этому образу.
Проследите по стр.17-21 второй главы, прислушивается ли Татьяна к словам няни, которая рассказывает ей о патриархальных отношениях к любви и браку?( чтение по ролям)
Татьяна няню не слушает, она в смятении, не может сдерживать свои чувства и пишет Онегину письмо.( Иллюстрации « Татьяна у окна», « Татьяна пишет письмо»)
Чтение наизусть « Письмо Татьяны к Онегину» ( звучит классическая музыка)
- Почему Пушкин обращается к внутреннему монологу, раскрывая душевный склад Татьяны? Что вам открыло письмо Онегину?
(ответы учащихся: авторская характеристика, портреты, письмо, сон)
- Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая в ее жизни?
Чтение наизусть монолога Онегина.
-Давайте вспомним, каким был Онегин в начале романа? А потом?
- Изменилась ли Татьяна в финале романа? Если да, то в чем?
- Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?
( потому что Татьяна –« законодательница мод»
Увидев Татьяну на балу, Онегин был поражен « Ужель та самая Татьяна?»
Прослушаем фрагмент из оперы Чайковского, арию Онегина.
« А счастье было так возможно»К концу романа Татьяна выходит замуж за генерала, достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного покоя ( чтение гл 8, строфа 14)
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей…
К концу романа Татьяна приближается к своему первообразу, к той святой христианской мученицы Татианы, в честь которой ее нарекли.
Итог урока:
Один скульптор в древнегреческой легенде изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот – вот заговорит. Но скульптура молчала. И творец ее заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине. В нее вложил свою душу. И терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.
Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Возможно, так случилось и с Пушкиным. Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…».
Сегодня мы лишь приоткрыли завесы романа;
выделили образы главных героев;
нашли в их судьбах и характерах сходство и различие;
окунулись в атмосферу Петербурга того времени. Мы читали роман:
И было сердцу ничего не надо,
Когда пила я этой жизни зной.
"Онегина воздушная громада,
Как облако, стояла надо мной:
(Анна Ахматова)
Домашнее задание:
1. Конкурс постеров «Евгений Онегин».
2. Индивидуальное задание трем учащимся: презентация «Образ Татьяны в романе».
Использованная литература
1 Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах.9-11классы.
2litra.ru/composition/get/coid/0...
ru.wikipedia.org/wiki/Татьяна_Ларина
3 Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе.
Роман (франц . roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман - эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но "частная", внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем "эпопейно", т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла.