Мануалы к современным автомобилям не содержат рекомендаций по прогреву двигателя в холодное время. Следовательно, ситуация «завел и поехал» – это, по мнению производителя, нормальная эксплуатация авто, вне зависимости от сезона.
Однако, многолетний водительский опыт навязчиво шепчет: мотор надо греть, тогда и работать он будет без проблем и прослужит долго. Так как же правильно, прогревать или нет, а если греть, то как долго? На эту тему уже написано огромное количество статей, и везде этот вопрос рассматривался с нескольких позиций.
Как правило, первое, что волнует заботливого автовладельца, как скажется холодный пуск двигателя и поездка на непрогретом авто на его ресурсе. Не сделаю открытия если скажу, что автопроизводителей подобная ерунда волнует в последнюю очередь, если вообще волнует.
Современный ДВС сконструирован таким образом, чтобы сохранить свою работоспособность и потребительские свойства при любом режиме эксплуатации в условиях, определенных для конкретного класса автомобилей… в пределах их гарантийного срока. То есть, производитель уверен, что, как ни издевайся над мотором, гарантийный срок он гарантировано, без тавталогии тут не обойтись, отработает, а дальше, через 2, у некоторых три, года машину надлежит менять. Так видят круговорот машин в природе мировые автогиганты. Если ваше видение ситуации совпадает с вышеозвученным, то заморачиваться вопросом греть- не греть совершенно не стоит. Для иных, вероятно, будет интересным узнать некоторые особенности эксплуатации автомобиля в зимний период.
Любой запуск двигателя неизбежно влечет его износ, но пуск замерзшего мотора в холодное время требует больших усилий. Некоторые считают, что холодный запуск равнозначен ста километрам пробега, а уж движение без прогрева добавляет двигателю износа еще на 500 километров пробега. Конечно, имеет значение использование сезонных жидкостей в моторе и его правильное обслуживание, но то, что эксплуатация непрогретого автомобиля ему не на пользу- это факт.
Любое, даже супер дорогое, синтетическое моторное масло при низких температурах густеет, вплоть до полного замерзания. Хотя такое происходит крайне редко, это, как правило, температуры ниже -45 градусов.
При попытке холодного запуска двигателя, его узлы начинают сухое трение, что приводит к запредельным нагрузкам и механическим потерям. Если после этого сразу ринуться в путь, то непрогретый и неподготовленный к нагрузкам двигатель может отреагировать незамедлительно- в худшем случае разрушение элементов поршневой группы, зависание клапанов, обрыв или деформация поршня и т.д. Это уже совсем неприятная история.
Однако, поступать, как наши деды, и на холостом ходу полностью прогревать двигатель до рабочей температуры нет никакой необходимости. Достаточно дождаться перехода стрелки тахометра в рабочий диапазон – примерно 800 об/мин. Охлаждающая жидкость прогревается довольно быстро, вместе с ней «оттаивают» детали двигателя - ГБЦ, цилиндры, поршень. Именно их температуру и отражает датчик указателя температуры на панели авто. Нижняя часть мотора греется значительно медленнее, так же, как и масло в поддоне ДВС. В холодное время года их прогрев до рабочих температур происходит обычно уже в процессе движения. Добиться их прогрева на холостом ходу весьма затруднительно.
Итак, обороты «упали», в зависимости от температуры за бортом это происходит через 5-7 минут с момента пуска двигателя, можно двигаться. Важно при начале движения не нагружать двигатель- избегать резких стартов, движения с высокой скоростью и, уж конечно, никаких пробуксовок. При плавном движении на невысоких оборотах все детали автомобиля быстрее выйдут в рабочий режим. Это касается не только мотора, но и деталей подвески и трансмиссии. Что характерно, расход топлива при таком режиме эксплуатации авто наименьший. А это, согласитесь, весомый довод.
Таким образом, на вопрос греть или не греть мотор зимой следует ответить- обязательно прогреть! Только недолго. Этого времени как раз хватит, чтобы очистить автомобиль от снега, стекла от наледи и слегка подогреть салонный воздух.