Аңдатпа
Бұл мақалада «Мәңгілік ел - қазақ халқының ұлттық идеясы» туралы және жүзеге асыру мүмкіндіктері көрсетілген. Мәңгілік Ел – жалпы қазақстандық ортақ шаңырағымыздың ұлттық идеясы мен тәрбие саласындағы маңызды роль атқаратын жолдары аталған.
Аннотация
Данная статья посвящена национальной идеи «Мәңгілік ел». Рассмотрены все пути реализации данной прогарммы, именно в средней школе и о значении в воспитании будущего поколения «Мәңгілік ел». Воспитание казахстанского патриотизма является неотъемлемой частью сохранения духовности и культуры народа. Учителя должны играть не последнюю роль в реализации программы «Мәнгілік ел» озвученной Президентом.
Пути реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» в школах
Орнекешова Карлыгаш Имангазыевна
Методист истории Жанаозенского городского координационного центра образования
Мангистауская область г.Жанаозен, ornekeshova.karlygash@mail.ru
Сегодня Казахстан — состоявшееся молодое государство, страна с большим геополитическим значением, чьи достижения, также как и инициативы признаются мировым сообществом. И самое главное, наша страна имеет огромный потенциал и перспективы развития.
Одним из таких потенциалов, я считаю ежегодное Послание Президента народу Казахстана, которое 17 января 2014 года прозвучало для нас в 18-й раз.
Основная цель, которую ставит Глава государства в своем Послании – это то, что к 2050 году наша страна должна войти в тридцатку самых развитых государств мира. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании поставил четкие и достижимые цели, еще раз продемонстрировав глобальный подход, глубину мышления и политическую дальновидность. Именно благодаря этим качествам Лидера нации Казахстан состоялся, как конкурентоспособное и мощное государство. В Послании Н.А.Назарбаева получила обоснование ключевая идея консолидации наших устремлений и усилий, нашего неустанного труда – Мәңгілік Ел. [1, с. 9]
Самая главная задача, которая проносится через все Послание – сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке. Мәңгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которая сейчас перед нами поставлены задачи на десятилетия вперед, а это значит у нашей страны большое будущее.
Президентом в первую очередь ставятся и рассматриваются самые насущные вопросы образования, науки, здравоохранения и социальной защиты казахстанцев, ставятся вопросы воспитания молодежи, принятия Патриотического акта «Мәңгілік ел». [1, с. 8]
В патриотическом акте «Мәнгілік ел» представлена национальная идея в основе, которой лежат все ключевые ценности, о которых мечтали наши отцы, наши предки. Нашему подрастающему поколению предстоит сохранить наши ценности и строить будущее страны. Воспитание казахстанского патриотизма является неотъемлемой частью сохранения духовности и культуры народа. Учителя должны играть не последнюю роль в реализации программы «Мәнгілік ел», озвученной Президентом.
Вопросы национального воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутсвие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы национального воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве.
Национальное воспитание – целенаправленный процесс формирования национального самосознания личности, гражданина и патриота, востребованного в современных социокультурных условиях Республики Казахстан. Феномен национального воспитания достигается за счет взаимодействия трех составляющих – формирование у детей национального достоинства, национальной гордости и национальной совести. [1, с. 20]
Внедрение идеи «Мәңгілік Ел» в виде задачи проекта патриотического акта в учебные программы общественно-гуманитарного образования является привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Реализация задачи идеи «Мәңгілік Ел» в процессе обучения, в первую очередь отвественны учителя истории. Отсюда, главный инструмент национального воспитания настоящих патриотов своей Родины – это интеллектуальные игры, конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции, дебатные турниры. Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками и др. [1, с. 20]
На всех стадиях формирования патриотических качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миролюбию. А это значит помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему; вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Поэтому задача школы, особенно учителей истории состоит в необходимости искать новые формы по воспитанию гражданско – патриотических чувств молодого поколения. Прежде всего, в школе должна работать патриотический акт «Мәңгілік Ел», в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом и т.д.
Что нам нужно сделать для этого? Учителями истории были рассмотрены вопросы введения в учебный процесс инновационных технологии и предложен план мероприятий по реализации задач, поставленных в Послании Главы государства.